Get Adobe Flash player

А. М. Зюзин,директор

М. Г. Скородумов, начальник энергоотдела

А. И. Вантеев, преподаватель энергоотдела, Саранский дом науки и техники


    В России счетчики, определяющие количество потребленной электроэнергии, установлены практически в каждой квартире, поэтому в отличие от учета теплоты, казалось бы, проблем с оплатой нет: сколько потребил, столько оплатил. Но оказывается не все так просто в сфере ЖКХ. И виной тому различные законодательные документы, противоречащие друг другу.


    Энергосбережение, как и любая экономия, невозможно без учета. Неслучайно одно из направлений работы Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики называется «Считай, экономь, плати».

Однако, по мнению некоторых экспертов, существующая сегодня ситуация с учетом энергоресурсов в ЖКХ способствует не сбережению, а списанию на потребителя неучтенного и неоплаченного потребления энергии. И этому в немалой степени способствуют нормативные документы государственного уровня.

Хаос в законе

    Электроэнергия в процессе получения, преобразования и распределения проходит несколько стадий и нескольких хозяйствующих субъектов:

  1. электростанция – отпуск с шин электростанции;
  2. электросетевое предприятие, с понижением напряжения до уровня 6–10 кВ;
  3. распределительные сети 6–10 кВ;
  4. понижающие подстанции 6 или 10 кВ на 0,4 кВ, принадлежащие, как правило, городским или районным электросетям;
  5. распределение с шин 0,4 кВ по многоквартирным домам;
  6. далее в домах распределение по квартирам.

    Известно, что все расчеты за электроэнергию должны вестись по состоянию на 24:00 последнего числа месяца или, что то же самое, на 00:00 первого числа месяца, следующего за истекшим.

 

    Если пропуск электроэнергии через шины генераторного напряжения электростанций, через сети электросетевых предприятий, через понижающие подстанции, принадлежащие электросетевым предприятиям учитывается очень хорошо (благодаря территориально компактному размещению приборов учета, наличию специального обученного персонала, а самое главное – технической возможности приборов учета производить одномоментное снятие всех показаний за счет запоминания данных), то учет электроэнергии, уходящей в дома и квартиры, весьма далек от совершенства.

    В одних многоквартирных домах приборы учета установлены полностью, в других – частично; где–то показания снимаются относительно регулярно (00:00 первого числа месяца ± несколько дней), где-то – бессистемно и нерегулярно (и даже не каждый месяц). По нашим данным, предъявляемые к оплате «киловатт-часы» колеблются от 15 до 250 % от реального месячного потребления.

    Хаос в учете электроэнергии, потребляемой гражданами, создан недостаточно продуманными, на наш взгляд, а главное вступившими в явное противоречие с законом «Об энергосбережении…», нормативными документами – законами и постановлениями Правительства РФ. Все это ведет к тому, что говорить об энергосбережении в сфере ЖКХ не имеет смысла, пока нет нормального учета. Какие федеральные нормативные документы регламентируют учет энергоресурсов в сфере ЖКХ?

    Оплата электроснабжения мест общего пользования

    Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, которым введено понятие «оплата электроснабжения мест общего пользования (МОП)» в многоквартирных домах, нарушает закон о защите прав потребителей и вступает в противоречие с законом № 261‑ФЗ. Услуга ЖКХ называется «оплата электроснабжения МОП», но в действительности счет выставляется совсем за другое, и это другое называется – «небаланс по дому». Согласно данному постановлению весь недоучет и недоплаты распределяются между жильцами дома в виде добавки к показаниям квартирного счетчика.

    Средства массовой информации завалены недоумевающими и негодующими сообщениями о настоящем произволе с МОП. При этом в ряде ответов юристов на вопросы граждан были и такие слова: «Да, это Постановление абсурдно и противоречит здравому смыслу, но оно – постановление Правительства, его надо выполнять».

    Но самое плохое в том, что этим Постановлением с домоуправлений, управляющих компаний и других подобных организаций практически сняты обязанности отыскания потерь электроэнергии. Управляющие компании и раньше мало занимались поисками потерь, а теперь они получили законное право на бездействие. Зачем искать утечки и потери энергии, если недостатки в любом случае будут распределены между теми, кто дисциплинированно платит, и предъявлены им к оплате?

    Представляется, что такой подход не имеет ничего общего с энергосбережением.

    Экономия энергоресурсов и тарифы на них – это неразрывно связанные вещи. И в этой связи не обойти стороной принудительно создаваемые в некоторых местах товарищества собственников жилья (ТСЖ).

    По сути, ТСЖ – это армия посредников между продавцами коммунальных услуг (домоуправлениями) и их потребителями (жильцами). В каждом доме обязывают создать свое ТСЖ, состоящее минимум из двух человек: председателя и казначея.

   ТСЖ само никаких реальных услуг жильцам не оказывает, цель его образования проста и понятна – всю ответственность переложить на жильцов: «Вы теперь самостоятельная структура и разбирайтесь со своими проблемами сами, за свои деньги».

    При этом в домоуправлениях для взаимодействия с ТСЖ придется создавать специальную службу, что эквивалентно увеличению штата ДУ. Откуда возьмется финансирование для этого расширения штата? Только за счет повышения тарифов на коммунальные услуги, т. е. опять же из кошельков квартиросъемщиков.

Расчет за потребление электроэнергии

Ст. 155 Жилищного кодекса гласит: «Расчетные листки жителям должны предъявляться к оплате не позднее 1‑го числа следующего за отчетным месяца, а оплата за жилое помещение и коммунальные услуги жителями вноситься ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем».

    Некоторые расчетные центры при этом идут еще дальше. Например ООО «Саранский расчетный центр» присылает жителям расчетные листки на следующий месяц с закрытой (подсчитанной и не подлежащей изменению) суммой задолго до окончания месяца – в районе 10‑го числа. При этом в «расчетку» не успевают (на «изготовление» расчетного листка требуется время) попасть даже показания счетчика на 00.00 текущего месяца.

    Получается, что в расчете квартплаты, скажем, за май, выданной примерно 10 мая (которую надо оплатить до 10 июня), учитывается последнее показание счетчика где-то на 25 апреля. То есть учет и предъявление киловатт-часов к оплате опаздывает более чем на месяц, и это узаконено нормативным документом. Как можно оценить эффективность тех или иных энергоэффективных мероприятий, если электроэнергия учитывается и предъявляется к оплате только спустя 35 дней.

    Можно представить, насколько все осложнится и запутается после того, как при такой схеме в Саранске (да и других городах) будут введены двухставочные тарифы – за дневное и ночное электропотребление!

Решения проблемы

    Что можно сделать? Для решения проблемы предлагаем два варианта.

Вариант 1. Наиболее оптимальный, хотя и наиболее затратный. Провести установку счетчиков с памятью, позволяющих дистанционно выполнять снятие одномоментных показаний на 00:00 первого числа текущего месяца. Кстати, их установка должна бы проводиться как государственная акция (за счет энергоснабжающих организаций или др. – для жителей это не имеет значения), а не за счет населения. Замена счетчиков – это непростое и длительное дело. Та замена электросчетчиков, которая сейчас принудительно проводится за счет населения под лозунгом: «класс точности счетчика должен быть не хуже 2,0», совершенно не способствует установке приборов, отвечающих современным требованиям дистанционного снятия показаний. Естественно, население выбирает счетчик попроще и подешевле. То есть и эта акция для целей энергосбережения проходит «впустую».

Вариант 2. Можно выдавать жителям «расчетки» с открытой суммой к оплате, где будут указаны все постоянные начисления, в том числе оплата МОП по нормативам (они установлены) и открытая сумма за энергоресурсы по показаниям приборов учета на 24:00 последнего числа подотчетного месяца с обязательством оплатить оформленные «расчетки» до 10 числа следующего месяца. То есть квартиросъемщики сами должны записать показания приборов учета на 24:00 последнего числа подотчетного месяца, заполнить открытую часть суммы и до 10 числа следующего месяца внести квартплату.

    Кстати, именно так и было раньше (например, для домов с ведомственными жилищно-коммунальными службами была постоянная часть платежей и текущая (переменная) – в зависимости от потребления).

При этом с контролеров домоуправлений будут сняты обязанности съема показаний всех квартирных счетчиков. Они будут переложены на жителей, тем более что большинство из них добросовестно и регулярно оплачивает услуги ЖКХ.

Предлагаем внести поправки в ст. 155 Жилищного кодекса: этой статьей в ее существующем виде узаконено отставание более чем на месяц учета уже потребленной электроэнергии. Предлагаемая редакция:

    «Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 20‑го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее 10‑го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом».

    Таким образом можно добиться того, чтобы показания счетчиков на 24:00 последнего числа истекшего месяца «успевали» попасть в «расчетку» за истекший месяц.

Выводы и предложения

    Необходимо переработать Постановление Правительства РФ № 307. Сейчас оплата МОП совершенно непредсказуема и неконтролируема: как может отдельный квартиросъемщик определить сумму показаний всех квартирных счетчиков по дому, которая по Приложению к Постановлению № 307 определяет остаток, и повлиять на эту цифру?

    Выявление небалансов по дому (разность между общедомовым расходом и суммой квартирных счетчиков с расходом на МОП по тарифам) необходимо возложить на домоуправления – у них для этого есть и возможности, и персонал.

Различного рода мероприятия по энергосбережению (энергосберегающие лампы, датчики движения в подъездах и др.) не дадут эффекта, пока не налажен объективный учет, пока не будет устранена эта неразбериха.

    Перерасчеты платы за услуги ЖКХ должны стать исключительным явлением, а не постоянным и непрерывным, как сейчас.

   Контролерам ЖКХ нужно оставить действительно контрольные и надзорные функции, работу с недобросовестными квартиросъемщиками и должниками. Контролерам также можно будет вменить в обязанности проведение выборочного контроля показаний квартирных счетчиков.

    Подобная схема вполне применима к учету других энергоресурсов – воды, тепла, газа.

Источник: http://www.abok.ru/avok_press/content.php?1+1+

Фото с мероприятий

Календарь событий

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2

Последние сообщения

  • Нет сообщений для показа

Опрос

Какие энергосберегающие мероприятия будут проводиться в Вашей организации?
 

Podpiskanew

Gidrolock-banner

Linija

Новый номер журнала

First N 32

Вход и регистрация

banner1007x86